Журавское сельское поселение
Кантемировского муниципального района Воронежской области

Прокуратура информирует

Органами прокуратуры области реально взыскан в бюджет ущерб от актов коррупции на сумму свыше 48 миллионов рублей

Прокуратурой области анализируется эффективность мероприятий по возмещению ущерба Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, причиненного коррупционными преступлениями.

Судами области с вынесением обвинительных приговоров в 2021 г. рассмотрено 29 уголовных дел о таких преступлениях, совокупный ущерб по которым составил более 147 миллионов рублей.

В большинстве случаев это хищения в форме мошенничества, присвоения или растраты, совершенные с использованием служебного положения, лицами, занимающими руководящие должности в организациях и учреждениях, выполняющими организационно-распорядительные и административно­хозяйственные функции (ст. 159 и 160 УК РФ).

Наиболее существенный ущерб бюджетной системе причиняется преступлениями, совершенными путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость либо получения субсидии на поддержку предпринимательской деятельности, на основании фальсифицированных документов, предоставленных в уполномоченные органы. По таким делам, рассмотренным судами в прошедшем году, ущерб исчислялся в размере от сотен тысяч до десятков миллионов рублей.

Также преступления рассматриваемой категории совершались путем предоставления чиновниками недостоверных сведений о расчете заработной платы, премиального вознаграждения либо иных выплат. Размер такого ущерба исчислялся в суммах от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей.

Прокуратурой области на постоянной основе проводятся мероприятия для обеспечения возмещения причиненного ущерба в полном объеме.

В частности, лицам, совершившим преступления, разъясняются положения уголовного закона о том, что добровольное возмещение причиненного ущерба является смягчающим обстоятельством, влияющим на размер назначаемого наказания. Так, по рассмотренным судами в истекшем году делам данной категории более 7 миллионов рублей возмещено в добровольном порядке.

Например, за совершение мошенничества в особо крупном размере осужден руководитель организации, который путем предоставления в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Воронежской области недостоверных сведений об исполнении муниципальных контрактов похитил из федерального бюджета более трех миллионов рублей. При назначении наказания в виде условного лишения свободы, помимо иных, имеющих значение обстоятельств, суд, в соответствии с требованиями закона, дал оценку добровольному возмещению причиненного ущерба.

Должное внимание уделяется реализации на этапе предварительного расследования, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, мер по обеспечению возмещения вреда: розыск денежных средств, ценностей, иного имущества, на которые может быть наложен арест.

В частности, органом расследования директор предприятия обвинялся в совершении хищения бюджетных средств в размере, превышающем 1,8 миллиона рублей. В целях обеспечения возмещения ущерба на основании ходатайства органа следствия, подержанного прокуратурой, на имущество виновного лица, оцененное в 13 миллионов рублей, судом наложен арест. При этом действие данной ограничительной меры было сохранено и после постановления приговора.

Кроме того, прокурорами в полной мере используются, предусмотренные ст. 44 УПК РФ полномочия, по предъявлению гражданских исков в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Например, удовлетворены исковые заявления о взыскании с бухгалтера администрации Девицкого сельского поселения, осужденной за хищение бюджетных денежных средств путем фальсификации отчетности (5,8 млн. руб.), с директоров муниципальных учреждений и предприятий Богучарского и Поворинского районов за присвоение вверенного имущества.

Существенно возрос размер реально взысканного ущерба. С 239 тысяч рублей в 2020 г. до 48,4 миллионов рублей в 2021 г. увеличилась сумма поступивших в бюджет денежных средств.

Работа, направленная на возмещение ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, находится на постоянном контроле отдела прокуратуры области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает возможность осуществления противоправных деяний, связанных с использованием информационных технологий.

В последнее время число преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, возрастает. Новые технологии все чаще выступают средством совершения самого широкого круга преступлений. Наиболее распространены хищения денежных средств, мошенничества, кражи с банковского счета и иные преступления. Не исключаются также факты коррупции, вымогательств, вовлечения несовершеннолетних в различные категории преступлений и многое другое.

В связи с этим, чтобы избежать негативных последствий для себя и своих близких, в особенности несовершеннолетних, необходимо быть предельно бдительными и помнить основные правила безопасного поведения и общения посредством информационно-телекоммуникационных технологий.

Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели - личное обогащение, дискредитацию граждан и государственных органов, распространение нелегальной информации, идей терроризма и экстремизма.

В Российской Федерации отмечается ежегодный рост таких преступлений. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена ст.ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» введена ответственность виновных лиц по статье 158 УК РФ за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ).

Аналогичным образом, с целью усиления уголовной ответственности за противоправные действия с использованием электронных средств платежа, изменены диспозиции и санкции статей 159.3 и 159.6 УК РФ.

Зачастую в совокупности с ними совершаются преступления в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом. В целях борьбы с компьютерной преступностью в УК РФ предусмотрена ответственность за ряд специальных составов, криминализирующих такие деяния, как: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ), а также неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК РФ).

Новые правила выплаты заработной платы

Законодателем повышена ответственность работодателей за нарушения законодательства в области оплаты труда. Изменения в законодательные акты вступили с 3 октября 2016 года. Законом определен порядок и срок выплаты заработной платы, меры к работодателям, допустившим нарушения в данной сфере, изменен порядок разрешения споров о невыплате заработной платы.

По новым правилам заработная плата должна выплачиваться не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Конкретные даты выплаты по выбору работодателя можно устанавливать в правилах внутреннего распорядка или в трудовом договоре.

Административные правонарушения за невыплату заработной платы выделены в отдельный состав кодекса об административных правонарушениях- ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Так, за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен штраф в следующих размера:

на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., при повторном привлечении к ответственности - от 20 000 руб. до 30 000 руб. Возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

на индивидуальных предпринимателей - от 1000 до 5000 руб. (повторно -от 10 000 до 30 000 руб.);

на юридических лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб., (повторно от 50 000 руб. до 1000 руб.).

В трудовом кодексе РФ увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат. Теперь денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки (ранее 1/300).

Теперь за работником закреплено право, обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы в течение одного года со дня установленного срока выплаты, в том числе и при увольнении работника (ранее 3 месяца).

Иск о защите трудовых прав может быть подан по месту жительства работника (ранее - по месту нахождения ответчика- работодателя).

Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает возможность осуществления противоправных деяний, связанных с использованием информационных технологий.

В последнее время число преступлений, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, возрастает. Новые технологии все чаще выступают средством совершения самого широкого круга преступлений. Наиболее распространены хищения денежных средств, мошенничества, кражи с банковского счета и иные преступления. Не исключаются также факты коррупции, вымогательств, вовлечения несовершеннолетних в различные категории преступлений и многое другое.

В связи с этим, чтобы избежать негативных последствий для себя и своих близких, в особенности несовершеннолетних, необходимо быть предельно бдительными и помнить основные правила безопасного поведения и общения посредством информационно-телекоммуникационных технологий.

Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели - личное обогащение, дискредитацию граждан и государственных органов, распространение нелегальной информации, идей терроризма и экстремизма.

В Российской Федерации отмечается ежегодный рост таких преступлений. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена ст.ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» введена ответственность виновных лиц по статье 158 УК РФ за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ).

Аналогичным образом, с целью усиления уголовной ответственности за противоправные действия с использованием электронных средств платежа, изменены диспозиции и санкции статей 159.3 и 159.6 УК РФ.


Зачастую в совокупности с ними совершаются преступления в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом. В целях борьбы с компьютерной преступностью в УК РФ предусмотрена ответственность за ряд специальных составов, криминализирующих такие деяния, как: неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ), а также неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК РФ).

Условия освобождения от уголовной ответственности лица за дачу взятки
В примечаниях к ст. 291 (Дача взятки), ст. 291.1 (Посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 (Мелкое взяточничество) Уголовного кодекса РФ приведены условия освобождения от уголовной ответственности лица, давшего взятку:
а) если оно активно способствовало раскрытию, расследованию
преступления;
б) либо в отношении его имело место вымогательство взятки со
стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления
добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о
даче взятки.
Активное способствование раскрытию и расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на
изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (например, взяткополучателя, посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др. Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления. При отсутствии одного из двух обязательных условий лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности.
О введении новой должностной обязанности для лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, в сфере противодействия
коррупции

Федеральным законом от 29.12.2022 № 591-ФЗ внесены изменения в ст. 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», согласно которым теперь лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее 5 дней со дня соответствующего обращения.
Порядок такого уведомления устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, уведомившие о данных фактах, а также фактах
совершения другими лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, либо государственными или
муниципальными служащими коррупционных правонарушений находятся под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Деятельность органов прокуратуры по противодействию терроризму и экстремизму
Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости
экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе. У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность
(данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них так или иначе связаны между собой. К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды;
пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.
Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное - это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопряженное с совершением насильственных действий или устрашением населения.
Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от конкретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.
Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях,
предусмотренных ст. ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 КоАП РФ (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о
признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).
Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации
экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.
В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремисткий характер,
рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики. Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок
ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.
Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержащей:
1. призывы к массовым беспорядкам;
2. призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
3)призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях,
проводимых с нарушением установленного порядка;
4) ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной
общественно значимой информации, распространяемой под видом
достоверных сообщений;
5)обоснование или оправдание осуществления экстремистской и
террористической деятельности;
6)информационные материалы иностранной или международной
неправительственной организации, деятельность которой на территории
Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.
В случае обнаружения вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители
обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее неудаления.

«В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией прокуратурой области проведен анализ работы в указанной сфере»

Международный день борьбы с коррупцией отмечается ежегодно 9 декабря. В этот день в 2003 г. открыта и подписана Конвенция против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН. Российская Федерация в числе первых стран ее подписала и ратифицировала.

25.12.2008 года принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые на законодательном уровне закрепил понятие термина «коррупция», определил ее основные признаки, принципы и способы противодействия этому пагубному явлению.

Деятельность прокуратуры нацелена прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства. Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

В текущем году прокуратурой области выявлено свыше 800 лиц, не исполнивших антикоррупционные обязанности, запреты и ограничения (в том числе 30 - при представлении сведений о расходах, свыше 170 - о предотвращении конфликта интересов).

По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено более 430 должностных лиц, 4 из которых уволено в связи с утратой доверия. По материалам надзорных мероприятий возбуждено 1 1 уголовных дел.

За правонарушения, влекущие административную ответственность, наказано свыше 35 лиц, на них наложены штрафы. Основную массу составляют работодатели, нарушившие порядок приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Также по нашим постановлениям на сумму более 2 млн руб. оштрафованы 5 организаций, в интересах которых чиновникам и иным лицам передавались незаконные вознаграждения.

Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов. После вмешательства прокуроров в соответствие с действующим законодательством приведено свыше 1500 правовых актов органов власти.

Отдельное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба, причиненного актами коррупции. Ущерб, причиненный коррупционным нарушением, либо незаконно полученные денежные средства или имущество должны быть полностью взысканы с нарушителя и обращены в доход государства. Прокуроры добились реального возмещения ущерба в сумме свыше 55 млн руб.

Например, аппаратом прокуратуры области предъявлен в суд иск о взыскании с директора предприятия денежных средств в сумме 11,7 млн руб., похищенных путем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Решением суда иск удовлетворен. Денежные средства полностью возмещены в бюджет.

На особом контроле прокуроров надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения.

Правоохранительными органами принимались определенные меры по противодействию коррупционной преступности. Несмотря на это, в текущем году число выявленных преступлений остается стабильным (301).

Имеются положительные примеры работы правоохранителей по выявлению и пресечению значимых коррупционных преступлений, в том числе совершаемых должностными лицами различных органов, относящихся к руководящему звену и имеющих особый правовой статус.

Пресечена коррупционная деятельность заместителя главы администрации городского округа г. Воронеж, начальника УВМ ГУ МВД области, заместителя начальника отдела ГСУ ГУ МВД области, заместителя начальника отдела УУР ГУ МВД области, начальника районного отделения УФССП области, начальника пожарной части ФКУ ИК-9 УФСИН области, заместителя начальника МТО КУВО «Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области», заведующих кафедрами трех высших учебных заведений области, главы муниципального образования, адвокатов и ряда других.

Выявлено 69 преступлений, совершенных должностными лицами образовательных учреждений и ректорами ВУЗов.

Осуждено 124 коррупционера, в том числе 7 должностных лиц органов государственной власти, 39 управленцев, 23 правоохранителя.

24 коррупционера были лишены свободы, 6 отправлены на принудительные (исправительные) работы, 50 получили условные сроки.

Ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

Конституцией Российской Федерации определено,— материнство и детство, семья находятся
под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность
родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и
обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие
своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение,
воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение
детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации,
формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до
получения ими основного общего образования.
Лишить их этого права можно только в случаях, предусмотренных законом, например,
причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному
развитию. Способы воспитания должны исключать жестокость, грубость, унижение
человеческого достоинства ребенка, оскорбление или злоупотребление родительскими
правами.
Права и обязанности по воспитанию детей закреплены в статьях 64, 65 Семейного кодекса
Российской Федерации. Если родительские права осуществляются в противоречии с
интересами ребенка либо родители причиняют вред здоровью и нравственному развитию
детей, это влечет предусмотренную законом ответственность. Так, родители могут быть:
а) лишены родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской
Федерации),
б) ограничены в родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса
Российской Федерации),
в) наказаны в административном порядке (ст. 5.35 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях),
г) привлечены к уголовной ответственности (ст. 156 Уголовного кодекса
Российской Федерации).
Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную
ответственность родителей (иных законных представителей) за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это
деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.


О новом подходе к определению статуса многодетной семьи

Учитывая роль семьи в развитии государства и общества, Указом Президента Российской
Федерации от 23,01.2024 № 63 определены меры социальной поддержки многодетных семей.
Многодетной семьей в России признается семья, имеющая трех и более детей, статус
которой устанавливается бессрочно.
Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки (в соответствии с
установленным перечнем) осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет
или возраста 23 лет при условии его очного обучения в образовательной организации.
Государством гарантируется предоставление пособий и выплат в связи с рождением и
воспитанием детей, предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений, досрочное
назначение женщинам страховой пенсии по старости, профессиональное обучение
многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования,
право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок.
Предписано установить единый образец удостоверения, подтверждающего статус
многодетной семьи.
Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации даны поручения обеспечить
учет многодетных семей, информировать их о мерах поддержки и предоставление в
приоритетном порядке социальной помощи, а также обеспечить реализацию мер по
стимулированию занятости многодетных родителей в сфере предпринимательской
деятельности. Рекомендовано установить такие меры социальной поддержки, как:
бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами;
предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; предоставление бесплатного
проезда и питания ученикам образовательных организаций; прием детей в первоочередном
порядке в организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам
дошкольного образования и др.
Кроме этого, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предоставлено
право расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных и
демографических особенностей и устанавливать дополнительные меры соцподдержки
многодетных семей.


Об избрании меры пресечения предпринимателям

В настоящий момент законодатель идет по пути либерализации в части избрания меры
пресечения лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений в сфере
предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
предпринимателям должна избираться такая мера пресечения, которая позволит продолжить
осуществлять их профессиональную деятельность.
Частью 1.1 статьи 108 УПК РФ закреплено, что предприниматели, обвиняемые или
подозреваемые в совершении определенных преступлений экономического характера
(например, мошенничество, присвоение или растрата), когда эти деяния осуществлены в
связи с предпринимательской деятельностью, могут быть заключены под стражу только в
случаях:
-отсутствия у них места жительства на территории РФ;
-нарушения ими ранее избранной меры пресечения;
-сокрытия от следствия (дознания) или суда.
В материалах, обосновывающих ходатайство следователя или дознавателя об избрании
предпринимателям меры пресечения в виде заключения под стражу, должны в обязательном
порядке содержаться сведения, подтверждающие, что преступление совершено не в связи с
осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Продление указанной меры пресечения более чем на 2 месяца возможно лишь с согласия
руководителя следственного органа по субъекту РФ для следователя, а для дознавателя с
согласия прокурора субъекта.


О трудовых гарантиях освобожденным профсоюзным работникам

Статьей 375 Трудового кодекса РФ закреплены гарантии освобожденным профсоюзным
работникам. Установление такой гарантии направлено на обеспечение освобожденных
профсоюзных работников оплачиваемой работой, с тем чтобы профсоюзная деятельность,
осуществляемая ими в прошлом, не повлекла для них неблагоприятных последствий,
связанных с утратой в будущем работы и заработка.
Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального
предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган
первичной профсоюзной организации, после окончания срока его полномочий
предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия
работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.
При невозможности предоставления указанной работы в связи с ликвидацией организации
либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в
организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности)
общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником
его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае
получения образования - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной
соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства
не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального)
профессионального союза.
Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в
выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в трудовой стаж, а
также в стаж работы по специальности.
Важно знать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми
правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального
предпринимателя в соответствии с коллективным договором.


О порядке перехода с платного обучения на бесплатное обучение обучающихся -
участников СВО

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2023 № 1292 утверждены Правила
перераспределения вакантных мест, имеющихся в образовательной организации и
финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Правила устанавливают порядок
перераспределения имеющихся в образовательной организации и финансируемых за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов в целях перехода с платного на бесплатное обучение по
образовательным программам среднего профессионального и высшего образования
обучающихся – участников специальной военной операции на территориях Украины,
Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и
Херсонской областях.
Участник специальной военной операции, желающий перейти на вакантное бюджетное
место, представляет в образовательную организацию, в которой обучается, заявление на
переход и документ, подтверждающий участие в специальной военной операции. Условием
перевода является отсутствие академической задолженности, дисциплинарных взысканий,
задолженности по оплате обучения.
Решение по перераспределению вакантных мест принимается коллегиальным органом
управления образовательной организации. Образовательные организации в течение 5
рабочих дней со дня принятия указанного решения актуализируют на своих сайтах
информацию о количестве вакантных мест для перевода с платного обучения на бесплатное
по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению
подготовки, научной специальности.


Повышение предельного возраста отсрочки от армии ИТ-специалистов

Указом Президента РФ от 04.09.2023 № 660 повышен предельный возраст отсрочки от армии
для ИТ-специалистов.
Граждане Российской Федерации, которые работают в аккредитованных организациях,
осуществляющих деятельность в области информационных технологий, вправе получить
отсрочку от призыва на военную службу до достижения ими возраста 30 лет на период
работы в этих организациях.
Таким образом, начиная с 1 января 2024 года, отсрочка от призыва на военную службу
работникам ИT -компаний будет предоставляться не до 27, а до 30 лет.
Категории граждан, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и
порядок предоставления этого права определены постановлением Правительства РФ от
28.03.2022 № 490. Отсрочку могут получить выпускники вузов по определенным
специальностям со стажем работы в ИТ-компаниях не менее 11 месяцев в течение года,
предшествующего дате начала призыва, а также и те, кто проработал меньше этого срока, но
за год до трудоустройства в такую организацию окончил вуз.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie